Глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил модератором панельной дискуссии «Критерии эффективности образования: взгляд работодателей» на полях Международной выставки «Иннопром-2023».
К обсуждению присоединились представители органов власти, ректоры российских университетов, в том числе вузов — участников пилотного проекта по созданию национальной системы высшего образования, руководители передовых инженерных школ, представители крупных промышленных компаний. В дискуссии принял участие помощник Президента РФ Андрей Фурсенко.
Валерий Фальков отметил, что цель сегодняшней работы — совместно с вузами и крупнейшими работодателями посмотреть на критерии эффективности в образовании, которые необходимы реальному сектору, выслушать мнения представителей бизнеса и прийти к пониманию дальнейших действий. Среди вопросов повестки были обозначены: новая модель высшего образования, значение эффективности вузов в современных условиях, показатели оценки их эффективности и участие работодателей в мониторинге качества подготовки кадров.
Министр добавил, что старт новому этапу обновления системы высшего образования был дан во время послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию.
Андрей Фурсенко подчеркнул, что бояться изменений в образовании не нужно.
«Мы оказались в качественно новой ситуации. Это означает, что мы не должны бояться того, что образование, может быть, изменится очень сильно. А конкретные изменения произойдут — это очень важный момент. Нам всем нужно понять, что началась новая жизнь. А вот в каких аспектах произойдут изменения, решать нам вместе», — сказал он.
Отметим, что тренд обсуждать на полях крупных форумов будущее российского образования задал Андрей Фурсенко на ПМЭФ-2023.
Представители крупных работодателей и вузов рассказали, на какие аспекты они обращают особое внимание при оценке эффективности образования.
Заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом» ТатьянаТерентьева отметила, что для бизнеса важным позитивным изменением в формировании новой системы высшего образования стала возможность в течение короткого времени сформировать потребность в контрольных цифрах приема. Также она подчеркнула значимость передовых инженерных школ, которые дают возможность главным конструкторам и технологам компаний войти в советы при школах.
«Это конечно же дает другое качество в подготовке персонала, и, безусловно, мы это видим в качестве обратной связи», — заключила Татьяна Терентьева.
Заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков обратил внимание на нехватку школьных педагогов с классическим университетским образованием. В свою очередь председатель совета директоров «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов рассказал, что компания ведет работу со школьными преподавателями, в том числе проводит Уральский конгресс учителей информатики и математики, который объединяет преподавателей школ и вузов. Он отметил, что изменения в системе подготовки кадров должны начинаться с работы со школьниками. «СБК Контур» за счет средств благотворительного фонда запустила программы поддержки талантливых ребят, чтобы они участвовали в олимпиадах, оставались в регионе и поступали в УрФУ.
По словам Дмитрия Мраморова, важным критерием также является востребованность выпускников. С ним согласился вице-президент Трубной металлургической компании Михаил Попов, который подчеркнул, что востребованность выпускников напрямую влияет и на востребованность промышленных предприятий.
Генеральный директор «Уралмашзавода» Ян Центер обратил внимание, что компания готова выделять финансирование на подготовку кадров со специализированным высшим образованием. При этом завод сталкивается с нехваткой специалистов с базовым высшим образованием.
Ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов рассказал о проекте, который сейчас реализует МФТИ совместно с Федеральным агентством по труду и компанией «Яков и партнеры».
«Анализ большого массива данных за 5–6 лет позволит показать, как уровень образования, полученного человеком, и то место, в котором он образование получил, — от региона до конкретного вуза и даже школы — связано с успешностью его в профессиональной деятельности. Результаты будут представлены в ближайшие месяцы», — сообщил он.
Валерий Фальков озвучил несколько критериев эффективности образования, которые можно сформировать по итогам выступлений участников дискуссии, среди них:
- востребованность университета или образовательной программы;
- взаимодействие университета с работодателями (это интегральный показатель, который включает в себя возможность привлекать к составлению и реализации образовательных программ компании, привлекать их к итоговой или промежуточной аттестации);
- востребованность выпускников на рынке труда;
- возможность и умение университетов на основе унифицированных стандартов готовить квалифицированных специалистов с учетом потребности рынка труда, гибкость вузов в этом аспекте;
- уровень удовлетворенности студентов и преподавателей, в том числе на этапе обновления системы высшего образования.
Подводя итог, Министр поблагодарил всех участников дискуссии.
«Важный момент, на который я хочу обратить внимание, — в России достойная система высшего образования, но очевидным образом она нуждается в обновлении. И запрос на эти обновления назрел достаточно давно. Образование напрямую связано с экономикой и промышленностью, которые сегодня стоят перед колоссальными вызовами. Это означает, что должны меняться и мы. Это прекрасная возможность, и хорошо, что планируемые изменения мы все вместе обсуждаем, не торопимся, но при этом понимаем, что они назрели и будут реализованы», — заключил Валерий Фальков.
Источник: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/70415/